воскресенье, 31 января 2016 г.

История казачьей песни

Уважаемые ребята! В ходе подготовки к окружному конкурсу инсценированной песни "Песня в солдатской шинели" нам открылась интересная история народной казачьей песни "Не для меня сады цветут".



У коренного кубанца Петра Ивановича Ткаченко, писателя, историка, знатока кубанской культуры есть кавказский рассказ «Не для меня придет весна». Герой рассказа – бывший офицер. Алексей едет в Абхазию навестить своего друга по афганской войне. Увидев, что он с гитарой, спутницы попросили его спеть. Вначале он отнекивался, а потом расчехлил свою старенькую, видавшую виды, вкривь и вкось исчерканную автографами друзей гитару и тронул струны.
Не для меня придет весна,
Не для меня Дон разольется,
И сердце радостно забьется
В порыве чувств не для меня…
Это была давняя, старая песня, вот уже полтора века волнующая души служивых людей, огрубевших в дальних походах и кровавых битвах, с тех пор, как Россия вышла к Кавказу. Столько сердец томилось над её простыми словами! В ней пелось о таком давнем, вроде бы забытом, но выходило, что и о нынешнем.

Не для меня весной родня
В кругу домашнем соберется.
«Христос Воскрес!» - из уст польется
В день Пасхи нет, не для меня…

Прикрыв глаза, он рассказывал этой песней о всем том, что так долго копилось в его измученной душе…Он не замечал, как откатилась дверь и песня пошла бродить по вагону, как притихли люди, застигнутые песней. Она напомнила им о чем-то забытом…
И нам автор рассказа напомнил об этой замечательной песне.

Настоящая же история этой песни началась в 1838 году. Морской офицер А. Мовчанов написал романс «Не для меня», а музыку сочинил композитор Девитте. Очень скоро стихи эти перекочевали на страницы офицерских дневников и солдатских тетрадей, в дворянские и мещанские альбомы. Романс звучал и в годы Крымской войны, и позднее.Сведения об авторах песни были к тому времени уже утеряны. Но простая мелодия, написанная НиколемДевитте к стихам, оказалась на редкость жизнеспособной и дошла до наших дней, не потеряв ни одной ноты.Романс исполнялся в 1840-х годах, затем был почти забыт. Он вновь стал популярным во время Первой мировой войны, после того как его исполнил Федор Шаляпин как «забытый солдатский романс». Герой романса гибнет в бою.

К концу XIX века романс стал популярной казачьей песней. В её вариантах обычно упоминается река Дон, но известны и другие версии - "Не для меня Буг разольется». Этот романс имеет богатую, длинную и теперь уже разгаданную историю. Популярным он был и в годы Великой Отечественной войны. Празднуя победу, наши солдаты пели ее так: «И для меня придет весна». Об этом впервые написал краевед из Петропавловска Сендецкий. Он же указал на первую его публикацию в журнале «Библиотека для чтения».

Казачья народная песня "Не для меня сады цветут" вошла в репертуар Кубанского казачьего хора, стала, на мой взгляд, негласным гимном кубанских казаков.

Быть казаком – значит преданно любить родную землю, родную речь, родную историю, свою армию, свою веру, свою культуру, науку, казачьи традиции, казачью семью.Любить все то, что любили предки наши, во что свято верили и за что они стояли насмерть – они ведь тоже были казаками. А казаки любили Россию. Любить все русское – значит иметь душу русскую, необъятную как русское небо. А коль душа твоя русская, то по-русски и люби – горячо, открыто, крепко, широко и чисто, раз и навсегда!

Покуда остаются преданные святым праведным идеалам чистые сердца казаков – значит, есть и Россия.

Будь русским ныне и присно и во веки веков! Аминь!

5 комментариев:

  1. Ответы
    1. Чувствуется особое отношение педагога к этой теме, поэтому и мероприятие получилось превосходным!

      Удалить
  2. Познавательно, увлекательно и патриотично!

    ОтветитьУдалить